Что такое управленческий потенциал

ЧТО ТАКОЕ ПОТЕНЦИАЛ?
Потенциал — это набор способностей и личностных качеств, позволяющих прогнозировать успех человека в новых обстоятельствах и условиях. Управленческий потенциал, который измеряется в рамках конкурса Лидеры России, в качестве новых условий рассматривается смена области деятельности при сохранении текущего уровня должности или назначение на более высокую управленческую должность.

В КАКОЙ ШКАЛЕ ПРОВОДИТСЯ ИЗМЕРЕНИЕ?

Пояснение к шкале и принципу оценки в т-баллах Вы можете найти по ссылке: https://youtu.be/JD7U66ZVI1s


Скорость мышления – это способность обрабатывать информацию в ситуациях острого дефицита времени.

Как развивать:

· Использовать свое время с максимальным КПД c помощью делегирования. Нужно замыкать на себя исполнение лишь немногих, самых важных задач. Чаще делегировать исполнение срочных, но менее важных задач подчиненным, оставляя за собой постановку задачи (образ результата), итоговый контроль и обратную связь. Прежде чем приступать к исполнению, спрашивать себя: «Кому я могу делегировать эту задачу?»

· Избегать работы в многозадачном режиме. Многозадачность приводит к потере фокуса и снижению скорости работы. Лучше выстраивать задачи в очередь, отводя каждому делу 15–30 минут и фокусируясь только на нем. На этапе освоения этого навыка полезно использовать таймер. Выстраивать задачи в очередь. Фокусироваться только на одной задаче в один момент времени.

· Использовать типовые решения там, где это целесообразно. Полезно создавать для себя шаблоны и базу знаний по принципу «если…,то…», чтобы использовать их при решении однотипных задач. Классифицировать задачи на типовые и нетиповые и решать их, соответственно, шаблонным или нешаблонным методом.


Критическое мышление – Глубина мышления, способность эффективно анализировать сложную информацию, верно устанавливать причинно-следственные связи в неоднозначных условиях и при наличии множества вариантов решения.

Как развивать:

· Использовать экспертизу и знания других людей. Сталкиваясь со сложными проблемами и задачами, полезно обращаться к нескольким внутренним или внешним экспертам по теме, спрашивая их об альтернативных вариантах и аргументах за и против того или иного варианта. Чаще консультироваться у экспертов по теме, рассматривать ситуацию с разных сторон.

· Принимать взвешенные решения в сложных, неоднозначных ситуациях. Следует изучать принципы логики, критического мышления и алгоритмы из теории принятия решений.

· Анализировать задачи и пути их решения, исходя из изученных принципов и алгоритмов. Играть в настольные игры — шахматы или го. На отвлеченном, не связанном непосредственно с работой примере, можно научиться выстраивать различные стратегии, анализировать их и оценивать степень их эффективности. Видеть системные связи. Создавать различные стратегии, оценивать связанные с ними риски и возможности.

· Развиваться, совершенствовать себя, чтобы быстро адаптироваться к изменениям. Ставить перед собой годовую цель развития: освоить один крупный новый навык или одну новую область знаний. Планировать эту цель и достигать ее. Самостоятельно и в инициативном порядке запрашивать обратную связь у руководителя и коллег в тех областях, где Вы развиваетесь. Систематически и непрерывно развивать себя.

· Поощрять себя, используя положительные подкрепления. Адаптация и развитие сопряжены с выходом из «зоны комфорта». Важно восполнять потраченную энергию с помощью положительных подкреплений — хвалить себя или вознаграждать иным образом за успехи в освоении нового. Лучше использовать мелкие подкрепления часто и сразу после достижения успеха, чем крупные — но редко и долгое время спустя. Положительно подкреплять свои успехи в адаптации и развитии.

· Проявлять больше открытости к альтернативным точкам зрения и вариантам решений. Полезно приучить себя выслушивать до конца альтернативные точки зрения и мысленно задавать себе вопрос: «В чем плюсы / рациональное зерно этой точки зрения?» Только после этого формировать и высказывать свою позицию. «Выключать» внутреннего критика в начале разговора или при получении новой информации — вначале выслушать и понять альтернативную позицию или вариант.


Креативность – новаторство в работе разработка и внедрение новых идей и способов решения задач.

Как развивать:
· Формулировать задачи в терминах идеального решения. Идеальное решение (в терминологии ТРИЗ) дает максимальный эффект при нулевых затратах ресурсов. Если ставить задачу найти такое решение, генерация вариантов становится более эффективной, даже если абсолютно идеальное решение найти не удается. Искать идеальные решения.

· Заимствовать и использовать лучший опыт. Полезно изучать опыт и практики решения проблем и задач не только в своей области или отрасли, но и в совершенно других областях. Обдумывать, как можно применить эти практики у себя. Изучать и использовать методы и подходы из других областей.

· Проводить быстрые безопасные эксперименты. Для повышения своей гибкости полезно вносить в жизнь и работу небольшие новшества — например, ежемесячно менять маршрут на работу / домой или привычный способ выполнения работы. Экспериментировать лучше в безопасной среде, где нет существенных рисков для результативности и репутации. Пробовать различные варианты действий и решений. Пересматривать свои привычки.


Мотивация к лидерству – стремление и готовность занимать управленческие позиции и нести те издержки, которые влечет за собой руководство людьми.

Как развивать:

· Осознавать свои мотивы работы в управленческой роли. Вы можете написать список причин, которые сильнее всего мотивируют Вас быть руководителем. Важно, чтобы эти причины относились к внутренним убеждениям и ценностям — например, стремлению к саморазвитию, желанию решать масштабные задачи и др., а не только к внешним — статусу или деньгам. Возможно, Вы осознаете, что будете более счастливы не в управленческой, а в иной роли. Формировать ясный ответ на вопрос: «Зачем я занимаюсь управленческой работой?»

· Обеспечивать своим подчиненным достаточное внимание и поддержку. Полезно ввести практику обязательных ежемесячных встреч с каждым подчиненным (по 30–45 минут). Пусть основную повестку определяет подчиненный — готовит и приносит темы, в которых ему может потребоваться Ваша помощь, совет или поддержка (например, обсуждение результатов, планов работы и развития). Стараться не отменять и не переносить эти встречи, делать их максимально полезными для себя и подчиненного. Выделять время на работу с подчиненными.

· Расширять круг знаний и моделей поведения в части лидерства. Для совершенствования своего управленческого стиля полезно изучить разные модели и теории лидерства (бихевиоральная, ситуационная и т. д.) и биографии лидеров, чтобы найти наиболее близкую ролевую модель, сопоставить ее со своими действиями и начать внедрять. Осознать и оттачивать свой стиль лидерства, используя ролевые модели.


Социальный интеллект – Способность понимать других людей, определять их мотивы и эмоции и влиять на них без использования административных рычагов.

Как развивать:

· Предварительно готовиться к важным ситуациям взаимодействия. Полезно предварительно мысленно проигрывать важные встречи, переговоры, презентации, анализируя ключевые моменты, например: какие именно действия или решения предложить другому человеку; каковы его интересы применительно к этой ситуации; чем можно обосновать свою позицию; какие возражения могут возникнуть; как можно ответить на них. Более тщательно готовиться к важным встречам, на которых предстоит убеждать других людей.

· Считывать невербальные сигналы других людей. Нужно научиться обращать внимание на мимику, жесты и интонации, а не только на содержание высказываний. Для этого стоит, например, начать смотреть фильмы без звука (сначала с титрами, а затем и без них), определяя настроение и эмоции героев. Обращать внимание не только на слова, но и на мимику и жесты, определять, насколько содержание высказываний соответствует невербальным проявлениям.

· Использовать поддержку других людей и учиться их методам коммуникации. Стоит подключать к сложным встречам опытных коллег переговорщиков, замечать и анализировать приемы, которые они используют, пытаться применять их самостоятельно. Заимствовать у коллег лучшие практики поведения в сложных переговорах

Кооперативность – Готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели.

Как развивать:

· Создавать стимулы для сотрудничества. Реальная необходимость в кооперации и командной работе возникает тогда, когда есть «суперцель», не достижимая в одиночку. Важно договориться о такой цели и образе результата в начале процесса сотрудничества. Формулировать общие цели, разделяемые всеми членами команды.

· Определять вклад каждого участника взаимодействия. Чтобы взаимодействие было эффективным, полезно определить роль и вклад каждого участника в достижение результата. Помогите членам команды (и себе) ответить на вопросы: «Что я должен давать, какой вклад вносить в достижение результата?» Согласовывать роли и взаимные ожидания.

· Создавать фундамент для взаимодействия в кооперативном стиле. Различия между людьми зачастую становятся препятствием к эффективному взаимодействию и кооперации. Проговаривание общих норм и принципов взаимодействия в команде помогает преодолеть эти различия и наладить совместную работу. Взаимодействовать на базе общих норм и принципов.



Настойчивость – Готовность доводить работу до конца, преодолевать препятствия и выполнять взятые на себя обязательства.

Как развивать:

· Разделять путь к большой цели на отрезки, ставить вехи. Большая цель зачастую кажется недостижимой. Чтобы достичь ее, необходимо разделить путь к цели на сравнительно небольшие отрезки и двигаться от вехи к вехе. Идти от одной вехи к другой.

· Сохранять направление движения и продолжать пробовать, меняя методы. Столкновение со сложными препятствиями часто создает ощущение тупика и тщетности дальнейших усилий. Выигрывает тот, кто продолжает попытки, используя другие методы. Не отступать, столкнувшись с препятствием. Пробовать снова, по-другому.

· Поощрять себя, используя положительные подкрепления. Необходимо восполнять энергию, потраченную на преодоление препятствий, с помощью положительных подкреплений: хвалить себя или вознаграждать иным образом за успехи в достижении цели. Лучше использовать мелкие подкрепления часто и сразу, чем крупные — но редко и долгое время спустя. Положительно подкреплять свои успехи в достижении цели.


Амбициозность – Ориентация на амбициозные долгосрочные цели.

Как развивать:

· Осознавать свои цели и ценности. Полезно обратиться к коучу или психологу с запросом на лучшее осознание своих жизненных целей, мотивов, ценностей. Иметь ясный ответ на вопрос: «Что меня по-настоящему мотивирует в работе и в жизни?»

· Повышать планку. Многие люди ставят перед собой легко достижимые цели. Это приводит их к хорошим, но средним результатам. Чтобы достичь выдающихся результатов, полезно бросить себе вызов, поднять планку цели выше, чем Вы привыкли. Бросать себе вызов — ставить перед собой действительно амбициозные цели.

· Иметь достаточно энергии и физических сил для достижения амбициозных целей. Полезно ежегодно проходить медицинское обследование. Совместно с врачом разработать и реализовать программу поддержания и улучшения своего здоровья (режим питания, спорт, фитнес). Поддерживать хорошую физическую форму.